Братья Карамазовы
Малый драматический театр – Театр Европы (Санкт-Петербург)
Режиссер – Лев Додин
Художник – Александр Боровский
Художник по свету – Дамир Исмагилов
Ассистент режиссёра – Никита Сидоров
Педагог-репетитор – Михаил Александров
В спектакле звучит музыка Людвига ван Бетховена, Александра Гурилёва
Играют:
Игорь Иванов – Фёдор Павлович Карамазов
Игорь Черневич – Дмитрий Фёдорович Карамазов
Станислав Никольский – Иван Фёдорович Карамазов
Евгений Санников – Алексей Фёдорович Карамазов
Олег Рязанцев – Павел Фёдорович Смердяков
Елизавета Боярская – Катерина Ивановна Верховцева
Екатерина Тарасова – Аграфена Александровна Светлова
Продолжительность – 3 часа 20 минут с антрактом
Премьера – 16 ноября 2020
Спектакль отменен в связи с болезнью артиста.
Один из 10 лучших спектаклей 2020 года, по версии Ассоциации театральных критиков.
Лев Додин: «Пожалуй, нигде так много не рассказывают одни герои истории про других героев той же истории, как у Достоевского. При этом они всегда говорят о другом правду. Но это правда того, кто ее говорит. Впрочем, через несколько страниц он скажет о том же человеке совсем противоположное, и это опять будет абсолютная правда.
Никто не говорит о самом себе так много и подробно, как герои Достоевского. И все это всегда правда. Но это правда того, кто ее говорит. Через несколько страниц он скажет о себе совершенно противоположное, и это опять будет голимая правда.
Пожалуй, никто так много и подробно не говорит о своих героях, как Достоевский. И он всегда говорит правду. Но правда о человеке на первой странице полностью опровергает правду о том же человеке на сотой, а на восьмисотой рушится и эта, и все другие «правды». И так до без конца.
И это не потому, что у героев Достоевского узкий кругозор и они многого в другом не видят, и не потому, что люди Достоевского так себя любят или так себя ненавидят, что способны говорить о себе только хорошее или только плохое.
И не потому, что Достоевский плохо знает своих героев и мечется от одного истолкования к другому.
Просто Человек Достоевского непостигаем, Человек у Достоевского непостижим по определению. В Человеке у Достоевского нет дна, и поэтому в нем тонешь, захлебываясь; и нету тверди небесной, поэтому летишь с ним в космос, задыхаясь. То ли падаешь в разверстую пропасть, то ли взлетаешь в плотное тяжелое пространство черных дыр.
Достоевский не рассказывает о человеке, не описывает человека, даже не изучает человека, он блуждает по человеку в ошеломлении восторга и ужаса, восторженного ужаса и ужасного восторга.
Мы несколько лет блуждали следами Достоевского, и сегодня делимся блужданиями по Карамазовым, по жизни, по Достоевскому, по самим себе.
А, может, просто продолжаем блуждать вместе со своим зрителем».
«После этого спектакля, не оставляющего надежд, почти уверенного в безбожном устройстве всего разом (по чьему подобию созданы эти герои и этот мир?), ты чувствуешь себя человеком, и именно что «по образу и подобию»… Додин поставил безнадежный, злой, беспощадный к человеку и стране спектакль-приговор. Который каким-то образом не убивает тебя, а как-то, знаете, наоборот… Не забыть…».
Марина Дмитревская, «Петербургский театральный журнал»
««Братья Карамазовы» в МДТ готовились долгих четыре года, почти втайне. А вышли стремительно, в канун локдауна, в разгар неведомой новой чумы, и … подарили чувство непонятной, обжигающей, бравурной радости. Природу ее трудно передать и осмыслить».
Алёна Карась, Colta.ru