«Айнана» Александра Кнайфеля: тайны числа и слова
Вход бесплатный, необходима предварительная регистрация по ссылке:
Лекция кандидата искусствоведения, музыковеда и музыкального критика Георгия Ковалевского о саундтреке «Айнана», ставшего дебютом композитора Александра Кнайфеля в игровом кино.
Созданный в 1979 году саундтрек к кинофильму Георгия Кропачева «След росомахи» стал дебютом композитора Александра Кнайфеля в игровом кино, вызвавшим большой резонанс как в среде музыкантов, так и киномастеров.
Попавший в опалу мастер (в том же 1979 году Кнайфель вошел в печально известную «хренниковскую семерку»), как и ряд его коллег, нашел в кино возможность воплощать свои самые смелые авангардные эксперименты.
Положенная в основу фильма история любви между приехавшим в родное село из Ленинграда чукотского филолога Ивана Тутриля и бесстрашной юной охотницы по имени Айнана стала поводом для создания Кнайфелем стройной музыкальной концепции, превращенной позже в отдельную сюиту.
Имя героини является ключом к целому ряду параметров. Составляющие его три буквы «а», одно «й» и два «н» становятся числовой матрицей (3, 1, 2), определяющей параметры ритма, гармонии, мелодии, соотношения голосов.
В истории отечественной музыки «Айнана» Кнайфеля — уникальный пример особого синтеза слышимого и просчитываемого, живых тембров и электронных шумов. Созданный в студии «Ленфильма» трек «Айнаны» стал поводом для восторгов и размышлений меломанов, хореографов и режиссеров. О том, как устроена эта сюита, на что следует обратить особое внимание при ее прослушивании пойдет речь на предстоящей лекции.
Георгий Ковалевский — кандидат искусствоведения, музыковед, музыкальный критик, научный сотрудник Российского института истории искусств (Санкт-Петербург).