РИХАРД ШТРАУС и КАРЛ ОРФ

Программа:
Штраус. «Четыре последние песни»
Штраус. «Так говорил Заратустра», симфоническая поэма
Орф. Сценическая кантата «Кармина Бурана»
Ивона Соботка – польская певица (сопрано), лауреат Международного конкурса Королевы Елизаветы в Бельгии, «Музыкальный Олимп» в Санкт-Петербурге и многих других конкурсов.
Окончила академию музыки Фредерика Шопена в Варшаве и Высшую школу Музыки Королевы Софии в Мадриде. Выступала во многих странах Европы, Америке и Японии, в таких престижных залах, как, Wiener Konzerthaus, Карнеги-холл, Уигмор-холл, Дворец изящных искусств в Брюсселе, Auditorio Nacional в Мадриде, Сантори Холл в Токио и в Санкт-Петербургской филармонии, с такими выдающимися дирижерами, как сэр Колин Дэвис, сэр Саймон Рэттл, Сильвен Камбрелинг, с оркестрами Парижской национальной оперы, Венским симфоническим оркестром, симфоническим оркестром Баварского радио, оркестром Артуро Тосканини, Санкт-Петербургским филармоническим оркестром.
В сезон 2007/2008 Ивона Соботка дебютировала в Парижской национальной опере. Она выступала на различных музыкальных фестивалях, таких как «Шлезвиг-Гольштейн», «Вратиславия Кантанс», «Музыка Летнего фестиваля» в Саксонии и многих других.
Молодежный симфонический оркестр создан в 2004 году. Основу коллектива составляют молодые музыканты – студенты и выпускники музыкального колледжа им. Ростроповичей, Воронежского музыкального колледжа, академии искусств. Выступления оркестра достойно пополняют симфоническую афишу филармонии. Оркестр ведет активную творческую деятельность как в России так и за рубежом. Концерты проекта «Мировое музыкальное наследие» прошли в городах Липецк, Тамбов, Белгород, Курск, Старый Оскол. С 2004 года оркестр регулярно выезжает на гастроли по городам Франции. С 2009 года является региональным отделением Московского Межрегионального благотворительного общественного фонда «Новые Имена», президентом которого является Денис Мацуев. С оркестром выступали ведущие мастера сцены, такие как Екатерина Мечетина, Граф Муржа, Фридрих Липс, Владимир Тонха, Денис Мацуев и многие другие.
«Четыре последние песни для сопрано и оркестра» Рихард Штраус сочинил в 1948 году. Штраус писал песни в течение всей своей жизни, но именно эти являются наиболее известными и часто исполняемыми. В них все дышит предчувствием и ожиданием неизбежной смерти. Но ожидание ее спокойно, проникнуто осознанием пройденного пути и жизненной усталостью. Песни написаны на стихи Германа Гессе (автора романа «Игра в бисер») и Йозефа Эйхендорфа. Не будучи объединенными сюжетом, «Четыре последние песни» крепко связаны друг с другом по настроению, стилю и атмосфере.
Симфоническая поэма «Так говорил Заратустра» (Also sprach Zarathustra) была написана Р. Штраусом в 1896 году. Произведение имеет подзаголовок: «Свободное сочинение по Ницше». Произведение состоит из вступления и восьми эпизодов: «О потусторонниках», «О великом томлении», «О радостях и страстях», «Надгробная песнь», «О науке», «Выздоравливающий», «Танцевальная песнь», «Песня ночного странника». В музыке симфонической поэмы, сочиненной на пороге XX века, в полной мере отразились предчувствия грозных и величественных событий, которыми отмечено это столетие. Написанное с высочайшим мастерством, свободой и артистизмом, сочинение спаянно сквозными нитями нескольких лейтмотивов. Симфоническая поэма «Так говорил Заратустра» широко известна благодаря фильму Стэнли Кубрика «2001: Космическая одиссея».
Сценическая кантата «Кармина Бурана» (1937) – самое известное сочинение Карла Орфа. «Carmina» в переводе с латинского языка значит «песни». «Burana» – название местности, где были найдены рукописи со стихами неизвестных поэтов, крестьян, ремесленников, вагантов. Жанр своего произведения композитор определил как «Светские песни для певцов и хора в сопровождении инструментов с представлением на сцене».
Carmina Burana состоит из пяти основных частей, каждая из которых содержит несколько отдельных музыкальных действий: Fortun aI mperatrix Mundi («Фортуна – повелительница мира»), Primo vere («Весна»), In taberna («В кабаке»), Cours d’amour («Любовные пересуды»), Blanziflour et Helena («Бланшфлёр и Елена»). Сюжетная линия сценической кантаты зыбка и ассоциативна. Песенные и оркестровые номера представляют собой контрастные картины многообразной и разносторонней жизни. Основным философским стержнем кантаты является раздумье о переменчивой и могущественной судьбе – Фортуне.
