Квартет имени Бородина
Рубен Агаронян (первая скрипка)
Андрей Абраменков (вторая скрипка)
Игорь Найдин (альт)
Владимир Бальшин (виолончель)
Легендарный коллектив – государственный Квартет имени Бородина – существует с 1944 года. Искусство Квартета – важная глава в истории русской музыкальной культуры. За десятилетия в коллективе сменилось немало музыкантов, но неизменным остается высочайший профессионализм исполнителей и неповторимое звучание.
С Квартетом выступали выдающиеся солисты – С.Рихтер, К. Игумнов, Г. Нейгауз, Л. Оборин, Э. Гилельс, Д. Ойстрах, Л. Коган, М. Ростропович, Э. Вирсаладзе, Н. Петров, В.Крайнев, В. Третьяков, Ю. Башмет, Н. Гутман, М. Коллинз.
Исключительны заслуги квартета в пропаганде музыки XX века, особенно произведений Шостаковича.Ансамбль является первым исполнителем сочинений М. Вайнберга, Э. Денисова, Б. Чайковского, В. Шебалина, А. Шнитке и других авторов.
Квартет дал более шести тысяч концертов в СССР, России, десятках стран Европы, Азии, Америки, Австралии, участвовал в многочисленных музыкальных фестивалях в России и за рубежом («Декабрьские вечера», «Русская зима», «Квартетное искусство» и др.).
Сергей Прокофьев написал струнный квартет № 2 (на темы из кабардинского музыкального фольклора) летом 1941 по предложению Хату Темирканова (отца дирижера Юрия Темирканова). Композитор подошел к работе как всегда неформально, народные мелодии выбрал необычные и разработал их в современном духе. Квартет начинается с двух красочных тем – живых и ритмичных, их соперничество создает ощущение напряженности и конфликта, но при этом музыка остается легкой и игривой. Вторая часть (Адажио) начинается с экзотической ориентальной мелодии. Вариации на эту игривую тему рождают множество интересных ритмичных эффектов. В финале (Аллегро) снова возникает соперничество тем – мужественной ритмической и лирической мелодии, музыка по звучности и красочности приближается к оркестровой.
В «Концертино для струнного квартета» (1920) Игоря Стравинского отразились все характерные черты его музыки, отмеченной неповторимыми чертами самобытности. Он внёс свежую струю в искусство ХХ века, не порывая с традициями. Прелесть сочинения - в его свежести, праздничном тонусе звучания, в энергичности и рационально-созидательном начале, присущем искусству Стравинского в целом.
Одно из наиболее значительных произведений первого творческого периода Вольфа, проходившего под знаком романтизма, – «Итальянская серенада» для струнного квартета. Написано в 1887 году, а в 1892 году переложено автором для оркестра. Серенада как музыкальный жанр появилась еще в средневековье. Само слово произошло от итальянского «sera» (вечер). В своем первозданном виде серенады исполнялись влюбленными мужчинами под окнами объекта своего обожания.
Струнный квартет № 13, ля минор, в четырех частях (опус № 86) создан Николаем Мясковским в 1949 году. Музыку Квартета отличает ясность, искренность, философская глубина. Произведение явилось своеобразным итогом творческого пути композитора.