Квартет имени Бородина

Основная программа
10 июня 2011пятница
17:00
Концертный зал филармонии

Рубен Агаронян (первая скрипка)

Андрей Абраменков (вторая скрипка)

Игорь Найдин (альт)
Владимир Бальшин (виолончель)

Легендарный коллектив  государственный Квартет имени Бородина – существует  с 1944 года.  Искусство Квартета  важная глава в истории русской музыкальной культуры.  За десятилетия в коллективе сменилось немало музыкантов, но неизменным остается высочайший профессионализм исполнителей и неповторимое звучание.

С Квартетом выступали выдающиеся солисты  С.Рихтер, К. Игумнов, Г. Нейгауз,  Л. Оборин, Э. Гилельс, Д. Ойстрах, Л. Коган, М. Ростропович, Э. Вирсаладзе, Н. Петров, В.Крайнев, В. Третьяков, Ю. Башмет, Н. Гутман,  М. Коллинз.

Исключительны заслуги квартета в пропаганде музыки XX века, особенно произведений Шостаковича.Ансамбль является первым исполнителем сочинений М. Вайнберга, Э. Денисова, Б. Чайковского, В. Шебалина, А. Шнитке и других авторов.

Квартет дал более шести тысяч концертов в СССР, России, десятках стран Европы, Азии, Америки, Австралии,  участвовал в многочисленных музыкальных фестивалях в России и за рубежом («Декабрьские вечера», «Русская зима», «Квартетное искусство» и др.).

Сергей Прокофьев написал струнный квартет № 2 (на темы из кабардинского музыкального фольклора) летом 1941 по предложению Хату Темирканова (отца  дирижера Юрия Темирканова). Композитор подошел к работе как всегда неформально, народные мелодии выбрал необычные и разработал их в современном духе. Квартет начинается с двух красочных тем  живых и ритмичных, их соперничество создает ощущение напряженности и конфликта, но при этом музыка остается легкой и игривой. Вторая часть (Адажио) начинается с экзотической ориентальной мелодии. Вариации на эту игривую тему рождают множество интересных ритмичных эффектов. В финале (Аллегро) снова возникает соперничество тем  мужественной ритмической и лирической мелодии, музыка по звучности и красочности приближается к оркестровой.

В «Концертино для струнного квартета» (1920) Игоря Стравинского отразились все характерные черты его музыки, отмеченной неповторимыми чертами самобытности. Он внёс свежую струю в искусство ХХ века, не порывая с традициями. Прелесть сочинения - в его свежести, праздничном тонусе звучания, в  энергичности  и рационально-созидательном начале, присущем искусству Стравинского в целом.

Одно из наиболее значительных произведений первого творческого периода Вольфа, проходившего под знаком романтизма,  «Итальянская серенада» для струнного квартета.  Написано в 1887 году, а в 1892 году переложено автором для оркестра. Серенада как музыкальный жанр появилась еще в средневековье. Само слово произошло от итальянского «sera» (вечер). В своем первозданном виде серенады исполнялись влюбленными мужчинами под окнами объекта своего обожания.

Струнный квартет № 13, ля минор, в четырех частях (опус № 86)
 создан Николаем Мясковским в 1949 году. Музыку Квартета отличает ясность, искренность, философская глубина. Произведение явилось своеобразным итогом творческого пути композитора.

Вся программа