Платонов в графике
В экспозицию войдут 11 графических произведений из фондов Государственного музея имени Пушкина, созданные художником и скульптором, членом Союза художников СССР и Королевской Академии Искусств Великобритании Кириллом Соколовым (1930 – 2004) по мотивам повести «Котлован». Две работы выполнены в технике «сухой иглы», еще девять – в авторской технике.
С 1974 года Кирилл Соколов жил в Великобритании, сохранив советское, а затем российское гражданство. «Он обладал собственной значимостью, замешанной на самоотверженной преданности искусству, культуре в целом, русской культуре в частности и особенно ее противостоянию западной культуре. Благодаря этому, он стал активным посланником культуры… Он никогда не стремился стать британским художником. Он оставался русским художником в Великобритании. А точнее, он был московским художником», - пишет о Соколове журнал «Третьяковская галерея».
Кирилл Соколов был художественным редактором знаменитого международного художественного журнала «Леонардо», для которого он писал работы о русском искусстве. Работы художника находятся в Третьяковской галерее, Русском музее, ГМИИ им. А.С. Пушкина, музее Блока и т.д., а также в Англии, Шотландии, Италии.
График, живописец и мультипликатор, заслуженный художник России Николай Попов представит на выставке иллюстрации к сборнику пьес Андрея Платонова «Ноев ковчег», вышедшему в издательстве «Вагриус» в 2006 году, а также несколько литографий по мотивам повести «Река Потудань». За свои графические работы Попов удостоен многих наград.
«В оформлении книги (художник Н. Попов, известный не только своими театральными работами, но и иллюстрациями к «Реке Потудань») - резкая контрастность белого и черного, черного и красного, перетекание всех оттенков серого; крупнозернистый, земляной, почвенный рельеф с остатками какой-то неизвестной породы: не то щепочки, не то железная арматура. Культурный слой, размолотый в пыль…» - пишет журнал «Знамя» об иллюстрациях к «Ноеву ковчегу».
«Блестящие (и очень платоновские!) коллажи», - говорит о работах Попова «Новая газета».
Частью выставки в музее Крамского станут выполненные тушью и белилами иллюстрации Александра Антонова к «Котловану», «Чевенгуру», рассказам и пьесам Андрея Платонова. Художник работает в жанре уникальной графики, книжной графики и офорта, сотрудничает с московскими и зарубежными издательствами.
«Для Антонова эксцентрика, деформация пространства, нескончаемые метаморфозы предметов – это не дань моде, а совершенно естественный, единственно возможный способ пластического мышления и постижения авторского замысла, надежный ключ к тайному и явному смыслу любого текста. Мифологическое восприятие действительности – в крови у этого мастера. Поэтому так уютно он чувствует себя, погружаясь в стихию абсурда и фантастического гротеска, поэтому с таким знанием дела изображает гофмановский Конфетенбург и кэрролловскую Страну чудес, платоновский Чевенгур и маркесовское Макондо», - говорит о творчестве Антонова искусствовед Дмитрий Фомин.
Новгородский художник Дмитрий Кондратьев (1928-2008) начал обращаться к платоновским образам еще в 1970-е годы – когда Платонова приходилось читать в «Самиздате» или в труднодоступных зарубежных изданиях. Собственно платоновских иллюстраций у художника немного, его аллегоричные и гротескные офортные композиции выполнялись не по случаю юбилейных дат, а по потребности души.
«…В его картинах живут люди, которые не привязаны к конкретному месту. Их характеризует не география их обитания, а особая «сокровенность», погруженность в самих себя. А это человеческий тип, который был введен в культуру Андреем Платоновым», - пишет профессор Тамара Дьякова в очерке «Сокровенные люди в неустроенном мире», посвященном духовному родству Платонова и Кондратьева.
Часть работ, которые войдут в фестивальную выставку, были переданы в дар музею им. Крамского вдовой художника.
«Когда всматриваешься в художественное пространство офорта Кондратьева, кажется, что невольно начинаешь слышать саму живую речь литературных персонажей Платонова. Литературный язык писателя и изобразительное искусство художника оказываются очень созвучны», - говорит о работах директор музея Крамского Владимир Добромиров.
Московский художник Михаил Верхоланцев работает в области прикладной и станковой графики, дизайна и живописи. Среди его многочисленных наград – премии и медали международных бьеннале графики в России, Италии, Швейцарии, Дании, Бельгии, Турции, Польше, Китае. Художник награжден серебряной медалью Российской академии художеств, золотой медалью Творческого Союза художников России, медалью Московского союза художников «За заслуги в области изобразительного искусства», а также медалью Российской Академии художеств «Достойному». Верхоланцев был участником международных конгрессов малой графики FISAE в 1988, 2002, 2004, 2006, 2010 годах в России, Дании, Австрии, Швейцарии, Турции.
На выставке будут представлены 28 рисунков Михаила Верхоланцева, созданных для коллекционного издания в ручном переплете «Епифанские шлюзы» А. Платонова. Книга вышла в 2009 году в издательском доме «Дейч» тиражом 99 экземпляров (Библиотека «Мир литературных героев», коллекция «СССР»). Эксклюзивные иллюстрации выполнены в технике тушь, перо, карандаш, размывка и в смешанной технике.
Выставка войдет в мемориальную – Платоновскую программу фестиваля и будет открыта до 30 июня 2012 года.